Об институте

        История Института развития образования Ивановской области  начинается в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века, в условиях ускоренного экономического развития страны. Постановка государством задач  крупного промышленного строительства потребовала расширения образовательной системы, а значит, увеличения подготовки и переподготовки учительских кадров.

       17 июня 1931 года президиум исполкома Ивановского областного Совета решил создать  Областной институт повышения квалификации кадров народного образования. Это было событие не только областного, но и республиканского значения: к этому времени в советской России было 5 таких учреждений и даже позднее, в 1934 году, – только 19 .  

      Институт начал функционировать в 1932 году в здании по адресу: г. Иваново, Аптечный переулок, д. 11. Директором института был назначен Н.И. Гусев. 

Здание, где размещался институт в1932-1933 гг.

      В институте работали методисты по дошкольному воспитанию, по школам I ступени, по школам повышенного типа, по политехнизму, трудовому детству и массовой политико-просветительной работе, а также руководители одиннадцати предметных учебно-методических кабинетов.

 Слушатели курсов 30-е годы

     В конце 30-х годов система повышения квалификации педагогов изменилась. 17 июня 1939 года постановлением Ивановского облисполкома институт и областной школьный методический кабинет были ликвидированы. На базе этих учреждений был организован областной институт усовершенствования учителей (ИУУ), работа которого ориентировалась не только на преобладавший тогда заочный способ обучения, но на применение таких форм повышения квалификации педагогов, как очные курсы, конференции, совещания, консультации и т.д. 

      Великая Отечественная война внесла существенные изменения в систему повышения квалификации педагогических кадров. Ассигнования на нужды института были сокращены, и  21 августа 1941 года институт был  законсервирован:  работать продолжала только стационарная выставка педагогической литературы и передового педагогического опыта.

     За период с 1941 по 1943 год институт трижды переводился с место на место, пока не был размещен в нескольких комнатах городской центральной библиотеки. Помещение было не приспособлено для занятий с учителями. К тому же большая часть оборудования учебно-методических кабинетов из-за частых переездов была утеряна.

 

     В конце войны в школы стали возвращаться преподаватели, нуждавшиеся в обновлении и пополнении своих профессиональных знаний. В то же время сотням учителей (особенно педагогам начальных классов) было необходимо повышение квалификации, поскольку они пришли в школы во время войны, имея за плечами только краткосрочную курсовую подготовку на базе средней, а то и неполной средней школы.  В августе 1945 года Совнарком СССР вынес специальное постановление «Об улучшении подготовки учителей». Этим постановлением была прекращена практика краткосрочной подготовки учителей из лиц, не имеющих законченного среднего образования. Тем самым были повышены требования к подготовке квалифицированных кадров советской школы.

Практические занятия со слушателями, 40-е годы

     Институт возрождается как полноценное учебное заведение, способное серьезно заниматься повышением квалификации учителей области. В марте 1947 года институт получил в свое распоряжение здание, которое ранее занимала неполная средняя школа № 26 по адресу: г. Иваново, ул. 10 августа, д. 18/7. Перед коллективом института были поставлены важные задачи: 1) изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно-воспитательной работы; 2) оказание систематической помощи школам, районным и городским педагогическим кабинетам и методическим объединениям учителей в деле повышения общеобразовательного и педагогического уровня учителей, работников педагогических училищ, работников городских и районных отделов народного образования, директоров и завучей школ.   Тематика занятий была максимально приближена к запросам педагогов. Институт стал постоянным организатором педагогических чтений, а сами чтения стали одной из массовых и эффективных форм повышения квалификации в Ивановской области.    Лучшие доклады, прослушанные на областных чтениях, затем издавались в виде брошюр. В мае 1952 года за активную помощь в проведении Всероссийских педагогических чтений Академия педагогических РСФСР выразила коллективу института благодарность.

     В конце первого послевоенного десятилетия в системе народного образования происходят существенные изменения. Основным содержанием реформы явилась переориентация общеобразовательной школы на подготовку молодежи к труду, прежде всего в сфере материального производства. Реформа предусматривала значительное усиление трудового и политехнического обучения и воспитания школьников. Вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, срок обучения в полной средней школе стал 11 лет. Основными направлениями работы института в конце 50-х – начале 60-х гг.  становятся: методическое обеспечение новых направлений в учебно-воспитательной работе, подготовка учителей как классных руководителей, помощь в овладении техническими средствами обучения, обеспечение большего внимания учителей к повышению качества знаний.

       Методисты института большую работу проводили непосредственно в школах, знакомя учителей с достижениями педагогической науки, посещая и анализируя уроки, консультируя педагогов. Только в 1965-1966 учебном году сотрудники ИУУ более 400 раз посетили школы Ивановской области, познакомились с работой более пятисот учителей, проанализировали 1700 уроков.

      В 1973 году институт получил в свое распоряжение здания по адресу: г. Иваново, ул. Большая Воробьевская, д.80. Комплекс включал в себя учебный корпус (более 1100 кв. м учебных площадей), общежитие со столовой, гараж и другие подсобные помещения. Это позволило существенно улучшить работу института. 19 учебно-методических кабинетов были размещены в хорошо  оборудованных аудиториях.

 Кабинет физики

     Особенностью работы института в 70-е годы является особое внимание  к повышению квалификации директоров и завучей, к вопросам  организации внеклассной и внешкольной работы, повышению культурного уровня работников образования и развитию творческой инициативы педагогов на основе внедрения передового педагогического опыта.

      Масштабы деятельности работников института были достаточно велики. Ежегодно, кроме курсовой подготовки, штатные сотрудники проводили до 400 и более мероприятий в межкурсовой период: целевые и проблемные семинары-практикумы, групповые тематические консультации и т.п. В них обычно принимало участие более 10 тыс. работников образования Ивановской области.

       Сотрудники ИУУ активно занимались не только оказанием теоретической и методической помощи учителям на учебных занятиях, но проводили большую научно-методическую, исследовательскую работу. Результатом являлись опубликованные учебные пособия и методические рекомендации, материалы научно-практических конференций. В институт приходят работать преподаватели с научными степенями и званиями. Осенью 1985 года Министерство просвещения СССР утвердило новое Типовое положение об институте усовершенствования учителей. Положением, в частности,  существенно повышался статус таких институтов. Руководство Ивановского института поставило перед исполнительной властью области вопрос об образовании в структуре ИУУ кафедр. В 1988 году были открыты новые структурные подразделения – кафедра  педагогики и психологии и кафедра философии, социологии и гуманитарного образования.  Кроме кафедр, в институте работали 27 учебно-методических кабинетов.

 Конференция в актовом зале ИУУ. 80-е гг.

     1 июля 1991 года Ивановский облисполком принял предложение областного отдела народного образования о ликвидации ИУУ и открытии на его базе Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Новое учреждение стало правопреемником юридических прав и обязанностей ликвидированного ИУУ, а коллектив последнего приступил к решению тех задач, которые определялись началом трансформации советской системы образования.

      К середине 1990-х годов стало очевидным, что российское образовательная система выдержала испытание реформами. Возникли новые типы и виды образовательных учреждений, стали успешно внедряться инновационные педагогические технологии.

     Были определены ключевые проблемы, связанные с общим процессом модернизации образования в Ивановской области: гуманизация образования, дифференциация образовательных услуг, внедрение новых типов и видов общеобразовательных учреждений, переход на новые образовательные стандарты и новый Базисный учебный план, освоение новых педагогических технологий. Все это требовало реорганизации системы непрерывного образования педагогов, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

 Здание ИРО

     С 1 января 2009 года путём изменения типа существующего государственного учреждения дополнительного профессионального образования «Ивановский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области №309-П от 26.11.2008 года получил статус государственного автономного учреждения «Институт развития образования Ивановской области». Миссией института становится осуществление основанной на научных исследованиях и передовой педагогической практике подготовки и переподготовки педагогических кадров, способных внести эффективный вклад в развитие региональной системы образования, осуществление научно-методического обеспечения приоритетных направлений модернизации системы образования, создание культурно-образовательной, информационной среды в регионе как интегративного условия становления и развития профессиональной культуры современного учителя.